О страховом мошенничестве и способах борьбы с ним изданию рассказал генеральный директор "Национальной страховой группы" Юрий Решетняк.
Экономика и жизнь,
27 марта 2004 г.
Мошенникам - красный свет 1578 просмотров
Со вступлением в силу Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) впервые большое число частных клиентов столкнулось со страхованием непосредственно.
Отсутствие страховой культуры, носившее до этого абстрактный характер, теперь проявляется реально. В том числе у некоторых клиентов появился соблазн обмануть страховщика. Об этой проблеме мы беседуем с Юрием РЕШЕТНЯКОМ, председателем Комитета Российского союза авто-страховщиков по противодействию мошенничеству, генеральным директором СО АО "Национальная страховая группа" (НСГ). - Какие виды мошенничества, на ваш взгляд, наиболее опасны? - С одной стороны, не хотелось бы устраивать ликбез для "начинающих" мошенников, но с другой - - мы должны предупредить тех, кто планирует какие-либо незаконные махинации или только задумывается об этом: страховщикам хорошо известны все их приемы. Кстати, во всем мире ведется дискуссия: нужно ли рассказывать о случаях и формах мошенничества публично или же надо бороться с этим явлением в основном с помощью профессионалов, не обнародуя их методов? Считаю, что первый метод более эффективен. Ведь страхователи должны понять, что борьба с мошенничеством имеет целью сохранить средства законопослушных клиентов.
- И все-таки, не раскрывая подробностей, можете ли вы назвать те болевые точки, которые беспокоят страховщиков? - Мошенничество возникает на разных стадиях действия договора. Я бы выделил три: заключение договора, получение выплаты и перезаключение договора. Как только Закон вступил в силу, появились фальшивые полисы. Причем подделки были довольно качественные. Мы быстро среагировали на ситуацию, и Комитетом по противодействию мошенничеству РСА был создан плакат, разъясняющий признаки поддельного полиса. Мошенничество в период действия договора главным образом касается процедур оформления страхового случая: фальсификация обстоятельств ДТП и преувеличение ущерба. Другой вид мошенничества, причем его невозможно провернуть без участия агента, - это оформление полиса ОСАГО задним числом, уже после ДТП. При перезаключении договора также имеется поле для мошенничества. Ведь существуют весьма значительные повышающие страховой взнос коэффициенты при перезаключении договора, если у автовладельца в течение действия предыдущего договора были страховые выплаты. - А удалось ли справиться с проблемой испорченных полисов? - Действительно, появилась такая форма мошенничества, как "сдача" полиса на прокат. Недобросовестные автовладельцы с целью избежать уплаты полной суммы страхового взноса договаривались с агентом об оформлении настоящего полиса за символическую плату с целью прохождения техосмотра или регистрации автомобиля, а впоследствии бланк этого полиса признавался испорченным или утерянным. Наш Комитет предложил ввести лимиты на количество полисов, которые могут быть признаны испорченными, и финансовые санкции за их превышение в размере 50% от базового тарифа. Даже на опыте собственной компании знаю, как эти меры подстегивают, способствуют улучшению документооборота.
- Что же реально можно сделать для борьбы с мошенничеством? - Безусловно, каждая серьезная страховая компания стремится создать собственную службу безопасности или как минимум привлекает к сотрудничеству детективные агентства, частные охранные предприятия. Но я считаю, что гораздо важнее наладить информационный обмен между Страховыми компаниями. Простой пример: автовладелец, что называется, нашкодил в одной компании, а после окончания договора перешел к другому страховщику и, скрыв свою неблагополучную статистику, уплатил взнос гораздо меньший, чем требует закон: Так вот, для борьбы с этим явлением по инициативе Комитета РСА по противодействию мошенничеству была создана информационная база "Спектр". Сейчас она объединяет около 20 компаний. В настоящее время идет усовершенствование системы, и надеюсь, что с 1 июля 2004 года она объединит по нашим расчетам около 30 компаний, которые будут контролировать примерно 80% рынка ОСАГО.
- В вашей практике были случаи мошенничества, доведенные до суда? - Согласен, что привлечь к суду человека, совершившего мошенничество, весьма сложно. Во многом это объясняется несовершенством законодательства, в котором не упоминается страховое мошенничество. Кстати, это одна из задач нашего Комитета - подготовить предложения по определению страхового мошенничества в законодательстве. Случаев мошенничества, реально доведенных до суда, единицы. Приведу пример из нашей практики. Один из страховых агентов украл большое число чистых бланков страховых полисов и оформлял их, а выручку присваивал себе. Надеялся он на то, что страховые случаи по ним не будут заявляться. Естественно, все это довольно быстро отслеживается службой безопасности. В итоге человек получил два года лишения свободы.
*** Пункт 1 статьи 159 Уголовного кодекса РФ "Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, наказывается штрафом в размере от 200 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 7 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет".
*** Наша справка Проблема страхового мошенничества существует на всех рынках, даже на таких развитых, как Западная Европа или США. По данным исследования консалтинговой фирмы Accenture, каждый четвертый американец считает, чти обманывать страховую компанию незазорно.
*** Зарубежный опыт Например, в США широко распространены различные методики выявления мошенничества в автостраховании. В качестве примера возьмем "Гид по страховому мошенничеству", подготовленный американской перестраховочной компанией General Re. 1. Одна из машин пострадала в ДТП существенно меньше, чем другая. 2. Ущерб - результат столкновения с неподвижными объектами (столб, стена) и безучастия другого автомобиля, 3. При значительном ущербе, полученном автомобилем, водитель отделался легким испугом, 4. Показания свидетелей и участников ДТП принципиально противоречат друг другу.
Вся пресса за 27 марта 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
IT Channel News, 11 ноября 2024 г.
Глава НСИС Николай Галушин назвал принципы востребованного страхования киберрисков
|
|
РИА Новости, 11 ноября 2024 г.
На границе с Грузией задержали мужчину, подозреваемого в мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
PERILS оценивает убытки отрасли в размере 1,89 млрд евро из-за наводнений в Центральной Европе в сентябре
|
|
ТАСС, 11 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил к II чтению проект бюджета Федерального ФОМС
|
|
Финмаркет, 11 ноября 2024 г.
ЦБ рекомендовал страховщикам и банкам учитывать риски ЧС в трех приграничных областях
|
|
vesti.kg, Бишкек, 11 ноября 2024 г.
За отсутствие страховки работников на опасном производстве будут штрафовать
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 11 ноября 2024 г.
Портал «Госуслуги» напомнит об окончании действия полиса ОСАГО. Что об этом думает страховой брокер
|
|
CNews.ru, 11 ноября 2024 г.
«Узбекинвест» в партнерстве с GlowByte разработал корпоративное хранилище данных с единой системой отчетности
|
|
Чеченская Республика сегодня, ИА (Чечня Сегодня), 11 ноября 2024 г.
Банк России: Жители Чечни стали чаще жаловаться на банки и реже – на страховые компании
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых уральцев будут судить за мошенничество со страховкой на 4,4 млн рублей
|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 11 ноября 2024 г.
В Минздраве исключили оформление лекарств на граждан, переехавших за границу
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых свердловчан обвиняют в мошенничестве в сфере автострахования
|
|
Report.Az, Баку, 11 ноября 2024 г.
АБР увеличивает климатическое финансирование после предоставления США и Японией суверенных гарантий
|
|
ТурДом, 11 ноября 2024 г.
«Победе» запретили ставить автоматические галочки при продаже билетов онлайн
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Страховщики предлагают меры по устранению пробелов в киберзащите для политиков ЕС
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
 Остальные материалы за 10 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|